Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Шуйская средняя
общеобразовательная школа № 1

МОУ Шуйская СОШ №1

185504, Республика Карелия, пос. Шуя, ул. Дорожная, д. 1

Телефон

8 (8142) 78-83-65

8 (8142) 78-83-63

Эл. почта shuja@inbox.ru

Ссылки на полезные телефоны:
ТЕЛЕФОН ФСКН

8 (8142)799-799

Доступная среда

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта.
       Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»

Владимир Путин

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2030 года.

     Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2030 годы

 

     Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»

Ссылки на документы, регламентирующие доступность объектов и услуг в сфере образования:

Услуги в МОУ Шуйская средняя общеобразовательная школа №1 предоставляются всем категориям инвалидов. Образовательное учреждение организует обучение обучающихся по образовательным программам начального общего и основного общего, среднего общего образования на дому при обращении граждан. Также образовательное учреждение предоставляет дистанционные услуги инвалидам, в том числе с нарушениями интеллекта. В школе организовано обучение детей – инвалидов как на дому, так и инклюзивно.

Инклюзивное обучение - это обучение (воспитание) в совместной образовательной среде детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, с тяжелыми формами нарушения речи, дети-инвалиды и т.д)  и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений в классе.

Инклюзивное обучение в образовательных учреждениях является приоритетным по сравнению с обучением в специальном образовательном учреждении. Обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья без интеграции (на домашнем обучении или в специальном образовательном учреждении) может быть предложено лишь при невозможности создания специальных условий для интеграции или при выборе родителями (законными представителями) иных форм организации образовательного процесса.

Инклюзивное обучение организуется посредством совместного обучения (воспитания) лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений, в одном классе (группе) образовательного учреждения общего образования.

В ходе обучения детям с ограниченными возможностями здоровья предоставляются специальные условия обучения/воспитания в соответствии с потребностями ребенка и заключениями ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). С учетом  психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются индивидуальные учебные планы, включающие график обучения для данного лица, учебную нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, его аттестации.

Условия для таких детей создает программа "Доступная среда". В рамках ее реализации в школе проводится работа по созданию специальных условий. Особое внимание в данной программе уделяется детям-инвалидам. Учебные кабинеты, библиотека, спортивные залы и стадион школы приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Помещение библиотеки и столовой оборудовано для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все кабинеты школы имеют доступ к информационным системам, официальный сайт имеет версию для слабовидящих. В кабинетах имеется в наличии специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

 В Конституции Российской Федерации и Законе Российской Федерации «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Создание безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируют Статья 15 Федерального закона     от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Государственная программа Российской  Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.

 

В соответствии с рекомендациями по созданию доступной среды в ОУ проводятся следующие мероприятия: 

-Материально-техническая база школы приспособлена для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (закуплен съемный пандус для инвалидных колясок).

- закупаются учебные пособия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

- учащиеся обучаются по индивидуальным учебным маршрутам согласно рекомендациям РПМПК.

- учащиеся  переводятся на домашнее обучение согласно рекомендациям РПМПК.

- обучающиеся начальной школы проходят обучение согласно ФГОС НОО ОВЗ.

Памятка: "Создание барьерной среды для инвалидов"

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика здания

   Состояние материально-технической базы и содержание здания школы соответствует целям и задачам образовательного учреждения, санитарным нормам и пожарной безопасности. Здание школы трёхэтажное, построенное и введённое в действие в 1968 году, полностью занято под образовательный процесс. Здание школы расположено на благоустроенном участке. По периметру здания предусмотрено наружное электрическое освещение. По всему периметру здания школы установлены стеклопакеты. Здание подключено к инженерным сетям поселка – холодному водоснабжению, канализации, отоплению; имеются приборы учета холодного водоснабжения, теплоснабжения.

Сведения об обеспечении доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

   Школа имеет паспорт антитеррористической защищенности, план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности. Разработаны и утверждены инструкции по охране труда, график дежурства администрации по школе и учителей по рекреациям. Локальными актами (приказы директора) определены меры по безопасности учащихся и сотрудников школы, назначены ответственные за организацию безопасности работы. Охрана образовательного учреждения осуществляется вахтером в дневное время. Установлен строгий контроль пропуска граждан и автотранспорта,  обеспечен контроль за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади. С территории школы своевременно вывозятся твёрдые бытовые отходы, осуществляется постоянный контроль въезжающего транспорта. Пост охраны оборудован кнопкой тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова полиции в случаях террористического акта, разбойного нападения, ограбления  подачей на пульт централизованного наблюдения сигнала тревоги путём нажатия. Ведется внутреннее и внешнее видеонаблюдение. 

 Доступ в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, посредством пандуса; нарушениями слуха, нарушениями зрения, нарушениями умственного развития через центральный вход.

Специальные условия питания

Условия питания для обучающихся и лиц с ОВЗ: дети-инвалиды обеспечены бесплатным питанием по программе "Адресная социальная помощь".

Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: 
Охрана здоровья включает в себя:
- оказание первичной медико-санитарной помощи
- организацию питания учащихся
- определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительность каникул
- прохождение учащимися периодических медицинских осмотров и диспансеризации
- профилактику курения, вредных привычек,
- профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий
- пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда
- организацию оздоровительного отдыха учащихся (проведение Дней здоровья)

- работа по программе "Разговор о правильном питании"


В школе осуществляется медицинское обслуживание обучающихся на основе договора с ГБУЗ «Республиканская больница им.Баранова».  Медицинский кабинет оборудован в соответствии с требованиями СанПин. Имеется процедурный кабинет. В настоящее время завершается процедура лицензирования медкабинета.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: Договор об оказании услуг с ПАО "Ростелеком". В школе постоянно увеличивается количество аудио-, видео-, проекционной и компьютерной техники. В школе имеется выход в сеть Интернет по выделенному каналу связи. В локальную сеть включены компьютеры всех кабинетов, которые имеют возможность выхода в сеть Интернет.

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:

1.    Сайт Министерства образования Республики Карелия – http://minedu.karelia.pro/

2.    Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации – http://минобрнауки.рф

3.    Сайт МАУ ДПО «Центр развития образования» – http://cro.karelia.ru/

4.    Сайт Национальной библиотеки Республики Карелия – http://library.karelia.ru/

5.    Сайт Президентской библиотеки имени Бориса Николаевича Ельцина – http://prlib.ru

6.    Сайт «Российское образование» – http://edu.ru/

7.    Сайт «Единое окно доступа к информационным ресурсам» – http://window.edu.ru/

8.    Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"  http://window.edu.ru

9.    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

10.  Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru

11.  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru

12.  Каталог образовательных ресурсов сети Интернет http://katalog.iot.ru

13.  Газета «Первое сентября» http://ps.1september.ru

14.  Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru

15.  Издательство «Центр гуманитарного образования» http://www.uchebniki.ru

16.  Всероссийская олимпиада школьников http://www.rusolymp.ru

17.  Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru

18.  Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ - русский язык для всех http://www.gramota.ru

19.  Большой энциклопедический и исторический словари он- лайн http://www.edic.ru

20.  Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

21.  Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru

22.  Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru

Пресса:

•       Учительская газета

•       Газета "Первое сентября"

Музеи:

•       Портал "Музеи России"

•       Государственный Эрмитаж

•       Государственный Дарвиновский музей

•       Государственная Третьяковская галерея

 

Библиотеки

•       Государственная публичная научно-техническая библиотека России

•       Научная библиотека МГУ

•       Википедия электронная библиотека

Виртуальные военно-исторические музеи

•       Музей Маршала Советского Союза Г.К. Жукова,

•       Музей ВВС,

•       Панорама Бородинского сражения (Музей-панорама "Бородинская битва").

•       Музей Ракетных войск стратегического назначения,

•       Экскурсия по флагману Тихоокеанского флота ракетному крейсеру "Варяг"  

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В МОУ Шуйская средняя общеобразовательная школа №1 в 2020 – 2021 учебном году не обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья, требующие специальных средств обучения и воспитания, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата. В школе есть дети с инвалидностью по соматическим заболеваниям.

Во время проведения занятий,  где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ,  применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации,  для информирования родителей имеется  группа школы.

      Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости  проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

       Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:

ü    мультимедийные комплексы (проектор и экран),

ü    интерактивные доски,

ü    ноутбуки ученические с подставкой под ТСО,

ü    МФУ.

 

          Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

- возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

- работа с семьей обучающегося;

- методическая работа с учителями;

- организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, каникул  и т.д.