Муниципальное общеобразовательное учреждение |
Шуйская средняя общеобразовательная школа № 1 |
В апреле среди учеников 5-7 классов состоялось интерактивное занятие «Атомная машина времени». Методическая разработка для проведения занятия была предложена ГБОУ ДОРК РЦРДО Ровесник.
Интерактивное занятие посвящено истории изучения атома и развития атомной энергетики в России и мире; на занятии рассматривались положительные и отрицательные моменты атомной энергетики и альтернативных источников энергии; авария на Чернобыльской АЭС и устранение ее последствий.
Ученики совершили путешествие во времени. На ее панели пять кнопок управления, которые задали даты путешествия. Ребята выполняли различные задания, из которых узнали информацию об атоме. Просмотрели видеоролик об открытии модели атома Эрнестом Резерфордом.
Итак, в 1911 году Эрнест Резерфорд предлагает модель строения атома вещества, которая очень похожа на модель строения Вселенной. В центре – ядро («солнце»), а вокруг него по своим орбитам вращаются электроны («планеты»). Атом очень и очень маленький, а ядро в 10 тысяч раз меньше своего атома.
Новая дата окунула ребят во времена начала работы радиевого института имени Хлопина. Обучаемые познакомились с основами периодической системы химических элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. В январе 1921 года в Петрограде начал свою работу Радиевый институт. Одной из задач Радиевого института были исследования радиоактивных элементов, в первую очередь — радия. Этот элемент свое название получил от латинского слова «радиус» - «луч» из-за излучения ядер его атомов. На начало ХХ века в мире не было более дорогого металла. За 1 г радия нужно было заплатить больше 200 кг золота, так как чтобы получить всего 1 г чистого радия, нужно было несколько вагонов урановой руды, 100 вагонов угля, 100 цистерн воды и 5 вагонов разных химических веществ. И вот изучением этого и некоторых других химических элементов и занимается радиевый институт. А необходимы эти исследования для атомной (или ядерной) энергетики.
27 июня 1954 года. Именно в этот день начала свою работу первая в мире атомная электростанция – Обнинская АЭС. Ребята нашли на карте России Обнинскую АЭС. Поделились мнением о важности достижений науки того времени. Рассказали о службе атома делу мира. А может ли мирный атом нанести вред? Чтобы понять это, мы с ребятами перенеслись в следующую дату: 26 апреля 1986 года. Город Припять. Посмотрели фильм про Чернобыль. Узнали о «зоне отчуждения»? Это территория, в которой отсутствуют жители, заброшены города и деревни. После аварии прошло 33 года. Другие АЭС продолжают работать, более того, несмотря на такую страшную аварию, часть Чернобыльской станции продолжала работать до 2000 года. И в настоящее время идет строительство новых атомных электростанций. По карте нашли атомные станции рядом с Карелией. Основным источником электрической энергии в России являются тепловые и гидро - электростанции. Третьим по величине источником электрической энергии являются атомные электростанции (АЭС). Сейчас много говорят об альтернативных источниках энергии: ветряные, приливные, солнечные… Но на сегодняшний день атомные электростанции остаются наиболее экономически и экологически выгодными, как бы это странно ни звучало.
Мы обязательно всегда должны помнить о проблемах и опасности, которые могут возникнут при неправильном использовании человеком энергии атома, но при правильном, мирном использовании атомная энергия может помочь человеку достигнуть новых вершин в науке и технике. Я благодарю Вас за наше сегодняшнее занятие, с Вами было очень интересно работать. Надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое.