Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Шуйская средняя
общеобразовательная школа № 1

МОУ Шуйская СОШ №1

185504, Республика Карелия, пос. Шуя, ул. Дорожная, д. 1

Телефон

8 (8142) 78-83-65

8 (8142) 78-83-63

Эл. почта shuja@inbox.ru

Ссылки на полезные телефоны:
ТЕЛЕФОН ФСКН

8 (8142)799-799

Мастерская слова

18 декабря 2017 г.

Проект «Мастерская слова», организации «Содружество народов Карелии» и Карельского представительства «Союза Российских писателей», стал победителем в первом конкурсе 2017 года на получение грантов Президента России на развитие гражданского общества по направлению «Поддержка проектов в области науки, образования, просвещения». Проект нацелен на выявление одаренных детей. Будут созданы литературные студии, где писатели смогут работать с детьми, развивая их творческие способности. В «Мастерской слова» принимают участие карельские писатели — Светлана Бердова, Вера Линькова, Елена Харламова, Наталья Красавцева, Надежда Васильева, Светлана Захарченко, Олег Мошников и другие. Организаторы проводят для школьников мастер-классы, тематические семинары, конкурсы и «Литературные гостиные». Итогом проекта станет издание литературно-художественного сборника лучших произведений, которые подготовят дети, будет разработано электронное методическое пособие, включающее практические наработки по литературно-языковым мастер-классам, апробации новых приемов, методик по развитию творческих способностей детей в помощь учителям. Мастер-класс для шестиклассников от писателя, автора детских стихов и поэтических сказок Елены Харламовой был посвящен метафоре. Живым и понятным языком Елена Сергеевна объяснила ребятам, как в литературе создается сложный троп, на основе которого пишутся и стихи и проза. Ученики и сами попробовали создать свои собственные метафоры, увидеть сходство предметов, на первый взгляд совсем непохожих, почувствовать, как можно передать то, что видишь вокруг, но не так, как привыкли, а заставить слово играть по-другому, поставив рядом с ним другое слово. Литературный мастер-класс для восьмиклассников проводила писатель Елена Олеговна Захарченко, член союза писателей России, кандидат филологических наук. Светлана Олеговна уже много лет занимается эпистолярным наследием Оптинских старцев Макария и Амвроссия. Старшие классы участвовали в мастер-классе «Необычное в обыденном. Как увидеть мир глазами творца? Это действительно была очень необычная встреча. В самом начале мастер предложила старшеклассникам посмотреть мультфильм-метафору «Спички». Это история ставит вопрос о том, кому нужен конфликт, в кого он превращает участников, и остаются ли счастливые после того, как конфликт, в прямом и переносном смысле слова, догорел. Метафоричность заключается в том, что героями истории становятся обыкновенные спички из обыкновенного коробка. В форме диалога мастер и дети обсуждали создание литературных произведений, написанных после серьезных военных конфликтов. Величайшие писатели метафоризировали реальные военные истории реальных «маленьких» людей на войне, после чего появились и «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена, и «Щелкунчик» Гофмана, и множество других произведений мировой литературы. Творческим заданием для детей стало написание «Истории одной спички» из просмотренного мультфильма. То есть мастер предложила ребятам создать произведение от имени лица, которое невольно стало непосредственным участником конфликта. Эдакий взгляд на произошедшее под иным углом. Многие ученики воодушевились и уже начали писать свои работы. Удачи им в творческих поисках. Темой мастер-класса для школьников стала «Цветопись в литературе». Ребята узнали, что при анализе стихотворения важна не только тема, идея, темп, ритм, рифма и тропы, а еще и цвет. Свой оттенок имеет каждое стихотворение. У Сергея Есенина много желтых и оранжевых стихов, а у Александра Блока — белых и черных. Ребята попробовали сопоставить звуковую наполняемость стихотворения с разными цветами. Решили, что звук «А» — красный. А «О» — желтый, «Ы» — черный. Постарались самостоятельно разобрать стихотворение А. Пушкина «К Керн». И сделали вывод, что уже по цветовой палитре стихотворения можно определить его чувственность, от тихой нежности до бурной страсти. Ребятам очень понравился и запомнился урок с мастером слова. Напоследок они получили от Светланы Олеговны творческое задание. Создать свое стихотворное или прозаическое произведение и описать его цвет. Будем работать! В начальную школу приезжала Вера Петровна Линькова, известный в России детский писатель. Дети были очень удивлены, когда узнали, что их гостья — автор сценариев программ «Спокойной ночи, малыши». В настоящее время Вера Петровна руководит детской литературно-художественной студией «Биномка» в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия имени В. Ф. Морозова. Темой ее мастер-класса стали «Биномы». Это придуманные фантастические олицетворения на основе сходства вещей по какому-либо признаку. Часть слова БИ обозначает два. То есть нужно найти два предмета, и придумать о них сказку на основе приема олицетворение. Например, голова-холодильник, книга-река. Дети попытались придумать сказки на основе ими же придуманных биномов. Это очень сложное, но крайне увлекательное занятие. Ученики второго класса даже смогли показать сценку «Про папу и батарею». Творческим заданием для ребят стало иллюстрирование биномов собственного сочинения. Малышам было очень интересно на таком необычном уроке. Надеемся на новые интересные и творческие встречи.