Муниципальное общеобразовательное учреждение |
Шуйская средняя общеобразовательная школа № 1 |
«Под психологической безопасностью мы понимаем состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников». (Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002). Важнейшим фактором и условием создания и поддержания безопасной среды выступает психологическая культура, которая раскрывается в культуре педагогической деятельности и культуре педагогического взаимодействия.
Очень важно в школе создать условия безопасности, комфортности во взаимоотношениях детей друг с другом, со взрослыми, с самим собой. Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся.
Одним из таких факторов является буллинг (травля). В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем. Профилактика буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв». В 6 классах прошли тренинговые занятия по профилактике травли среди детей. Ребята в игровых упражнениях решали вопросы, связанные с ситуацией травли, как избежать ее, как реагировать, если вы столкнулись с ситуацией травли в классе, в школе.
Буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Такие действия не носят характер самозащиты и не санкционированы нормативно-правовыми актами государства. Насилие происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, стремление заслужить авторитет у окружающих).