Муниципальное общеобразовательное учреждение |
Шуйская средняя общеобразовательная школа № 1 |
Говорить о Пушкине и о золотом веке русской поэзии можно бесконечно. Эта тема неисчерпаема. Ежегодно мы вновь и вновь обращаемся к ней на уроках: читаем произведения, слушаем, обсуждаем, думаем, пишем… Десятиклассники нашей школы получили возможность выразить свое отношение к поэту в сочинениях «Мой Пушкин». Так получился общий литературно-биографический портрет Александра Сергеевича Пушкина, в котором старшеклассники расставили некоторые важные, на их взгляд, акценты. О чем же рассуждали учащиеся?
«С творчеством Александра Сергеевича Пушкина я познакомилась еще в раннем детстве, когда мама читала мне сказки на ночь. В то время я еще не понимала, что эти произведения – дело рук великого писателя…в каждой строке есть душа автора. Прочитав его творение, вы поймете смысл таких важных слов, как любовь, верность Родине, сильный характер и многое другое». (Аня Л.)
«В душе Пушкин был бунтарем. Уже с лицейских лет он проявлял стойкость и не терпел несправедливости». (Миша Д.)
«Интересна история лицейского братства, 4-х друзей… Но лучшим другом Александра Пушкина был Иван Пущин, который навестил опального поэта в Михайловском». (Александр Т.)
«Образ Александра Сергеевича Пушкина создает впечатление, что он никогда не унывал, был жизнерадостным, но всегда был готов отстоять честь своих родных людей, своих произведений и самого себя». (Дима А.)
«Александр Сергеевич Пушкин был другом декабристов, и это очень уважительно. Он прожил хоть и маленькую жизнь, но очень насыщенную. И внес большой вклад как в историю, так и в литературу». (Данил С.)
«Признаться честно, я не особый любитель классики, но что-то в произведениях Александра Сергеевича Пушкина есть интересное. Пушкин - невероятно умный человек с невероятно интересной историей жизни». (Карина Х.)
«Александр Сергеевич Пушкин имел талант донести до читателя главное, проникнуть в душу. Пушкин покорил сердца многих тысяч читателей». (Егор С.)
«Я не любитель стихотворных произведений, коих у Пушкина большое количество. Но не спорю, поэт он превосходный, равных ему нет». (Данил Б.)
«Почему Пушкин столь искусно писал и творил историю, до сих пор неизвестно; но тот факт, что его работы останутся актуальными еще долгое время, понятен всем». (Миша Д.)
Вот такой разговор на бумаге об Александре Сергеевиче Пушкине состоялся на одном из уроков литературы в 10 классе.
Урок-диспут «Маленький человек в литературе» прошел для семиклассников Шуйской средней школы после изучения произведения А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Изучение нового литературного понятия было построено на обсуждении эпизодов жизни главного героя Самсона Вырина. Учащиеся активно высказывали свои аргументы, комментируя все ситуации и поступки героев, следуя за текстом. Пытались не соглашаться с автором, предлагали варианты возможного изменения судьбы главного героя. В итоге, новое для учащихся 7 класса понятие «Маленький человек в литературе» было введено, объяснено и проиллюстрировано примерами из произведения А.С. Пушкина. Так, творчество великого поэта и писателя помогает в изучении школьного курса литературы, расширяет кругозор учащихся и прививает интерес к чтению.
Бирюкова Т.Л., учитель русского языка и литературы.